Весна официально наступила. И как по традиции после 8 марта мы начинаем жить в предвкушении весеннего солнца, первой зелени и тепла, в каком-то не вполне осознанном ожидании светлых перемен. Однако именно в этот период (конец февраля — начало марта) многие родители детей, которые только в этом учебном году начали посещать детский сад, сталкиваются с неожиданной проблемой.

Утренние слезы при расставании с мамой, просьбы забрать после обеда, плаксивость, раздражительность, частая смена настроения, снижение аппетита, и многие другие признаки трудностей адаптации к детскому саду, которые казалось бы отошли на второй план, неожиданно обрушиваются на нас с новой силой.

Мысли о том, что «наверно, детский сад это не для нас», об усталости и о том, что наверно больше не стоит мучить себя и ребенка неизбежно начинают одолевать нас. 

Однако вернувшиеся с новой силой негативные переживания малыша по поводу посещения детского сада - это естественный и, что самое важное, последний этап в таком изнуряющем, но важном для развития ребенка процессе адаптации к новым для него условиям. 

За эти долгие месяцы, которые прошли с того момента, когда наш малыш сделал свои первые самостоятельные шаги через порог группы детского сада произошло своего рода накопление усталости: от необходимости соблюдать множество новых для него правил и ограничений ( что довольно трудно для ребенка 3-4 лет), от иногда избыточного количества общения и эмоций вокруг, от напряженных, спорных, а порой и конфликтных ситуаций во взаимодействии со сверстниками и новыми для него взрослыми. 

Особенности климатических условий в которых мы живем (недостаточность света и питательных веществ в зимний период) снижают физические возможности организма справляться с трудностями. 

Все вместе это приводит к формированию стрессовой, кризисной, переломной ситуации в процессе адаптации ребенка к детскому саду, которые и вызывают те реакции, которые так беспокоят и мучают нас. 

Однако любой кризис ведет к переходу на качественно новый этап развития, к формированию более продуктивных навыков, умений, способов взаимодействия с окружающим миром, при условии того, что мы сможем выйти из кризиса правильно. 

Наш малыш освоит новые для него способы разрешения спорных и конфликтных ситуаций, научится лучше понимать других и выражать себя, регулировать свое поведение, легче справляться с трудностями — более эффективно взаимодействовать с окружающим миром, чувствуя себя более комфортно. В том случае, если мы поможем нашему ребенку пройти этот последний, но такой важный этап адаптации к детскому саду правильно.

Игра и игрушка — это самое эффективное средство для ребенка дошкольного возраста, чтобы снять эмоциональное напряжение, выразить негативные эмоции, прожить в комфортных для себя условиях трудную для него ситуацию и сделать все необходимые выводы. 

Играем в детский сад или «Мама я хочу в детский сад»

Для того, чтобы помочь ребенку пройти через этот трудный период можно поиграть с ним в детский сад. После возвращения домой, дайте ему возможность отдохнуть, немного побыть наедине с собой ( дети также как и взрослые нуждаются в восстановлении эмоциональных сил после насыщенного общения), а затем предложите ему совместную игру, основные события которой будут развиваться в условиях детского сада (сюжеты из повседневной жизни малыша: приход в сад и расставание с мамой; свободная игра детей; конфликты; занятия; гигиенические мероприятия и еда; сон; прогулка; возвращение родителей). 

Совсем не обязательно проигрывать всю сюжеты. Вы можете начать игру с любого из них ( в зависимости от того, что вам кажется наиболее актуальным). В процессе игры ребенок через игрушку расскажет вам, что беспокоит его больше всего, что вызывает наибольшую тревогу и дискомфорт. Разыгрывая сюжет ребенок очень точно воспроизводит интонации, речь значимых для него людей и детали и значимых для него событий. Важно лишь предложить сюжет, немного направить, а дальше просто следовать за тем как будет развивать игровую линию сам ребенок. Задача взрослого реагировать тем или иным способом на слова и действия игрушки, которой управляет ребенок, предлагать посредством своего персонажа адекватные (эффективные) способы поведения в трудной для ребенка ситуации. 

Для начала подберите игрушки для ролей родителей, детей и воспитателей. Лучше выбирать, исходя из предпочтений ребенка. Это могут быть куклы, зверушки и даже машинки. Главное, чтобы четко можно было разделить игрушки на взрослых и детей.

                                                                                                                            

                                                                                  Игрушка "Пластмастер» Самосвал 272 руб; Набор "Пластмастер» Малютка 3 шт 223 руб 

Затем постройте при помощи строительного материала (кубики, конструктор) или подручных средств пространство детского сада.

                                                                                                       

                                                                                            Конструктор "Престиж-игрушка" Настольный цветной 42 детали 513 руб

В процессе строительства можно обсудить с ребенком какие помещения есть в группе, для чего они нужны, какие комнаты ему нравятся, а какие нет и почему. Ребенку младшего дошкольного возраста, еще трудно самому разобраться в своих чувствах и тем более их причинах. Поэтому вы можете предложить ему несколько возможных вариантов. 

Например:

-Катюша, тебе нравится комната, в которой вы в садике спите?

-Нет

-Она тебе не нравится потому, что там нужно закрывать глазки или потому, что там нужно лежать тихо или может быть детки мешают тебе спать? Что тебе не нравится?

Но такой диалог обязательно нужно закончить поиском чего-то, что малышу нравится в этом пространстве, того что поможет ему увидеть что-то приятное в том, что раньше ему не нравилось.

Например:

-Мне не нравится закрывать глазки ( очень часто дети боятся закрывать глаза в тихий час в детском саду, потому что это потеря контроля над ситуацией, у них еще не в полной мере сформировалось понимание постоянства объекта. Если ребенок чего-то не видит, ему кажется, что это не существует. Закрывая глаза, он боится, что когда их откроет, мир безвозвратно изменится)

— А ты знаешь, что когда закрываешь глазки, то к тебе прилетает маленькая фея, если лежать очень тихо, так чтобы ее не напугать то можно услышать как шуршат ее крылья ( история может быть любой, все зависит от предпочтений вашего ребенка. Важно найти что-то хорошее в том, что ему не нравится, дать ему инструмент, который поможет справляться с тревогой, когда мамы нет рядом).

Когда строительство игрового пространство окончено распределите роли:

-Какой машинкой ты будешь? А я буду зеленой. Наши машинки пришли в детский садик. Сказали до свидания мамам и побежали в группу играть.

Затем начните игровой диалог в зависимости от того какой сюжет вы выбрали (какой аспект жизни ребенка в саду вызывает у него наибольшую тревогу и затруднения)

Например ситуация свободной игры в группе ( ребенку трудно подойти к другому и предложить ему поиграть вместе):

-Привет! Меня зовут (называете свое имя или имя вашего ребенка). Давай играть вместе. Будем строить гараж?

Стимулируйте ребенка на поддержание диалога, предлагайте ему готовый образец поведения в подобной ситуации. Затем можно предложить сменить роли. Теперь вы машинка, которая играет самостоятельно, а машинка вашего ребенка хочет организовать совместную игру. 

В процессе интерактивной игры ребенок может в комфортной для себя ситуации прожить трудные моменты, выразить свои негативные эмоции, попробовать и отработать различные варианты поведения. Дети с большим удовольствием переносят свой личный реальный опыт в игру, а игровой опыт в реальность. 

Это увлекательная совместная деятельность ребенка и взрослого поможет установить гармоничные детско-родительские отношения, основанные на эмоциональном соучастии, даст ребенку уверенность в том, что он любим и важен для своих родителей ( чувство которое так необходимо малышу в период адаптации); снять эмоциональное напряжение; выразить негативные эмоции: отработать новые для него навыки, умения и способы взаимодействия с окружающим миром. Уже через 1-2 недели вы увидите значительные изменения в отношении ребенка к посещению детского сада.


Поделится в социальных сетях